В Армении хорошо развита медицина, что привлекает абитуриентов из разных стран поступать в ЕГМУ имени Мхитара Гераци. Однако сюда приезжают не только учиться, но и лечиться. Причина — доступность цен и высококвалифицированные врачи. А иногда даже работать — как, например, команда первой в стране компании, развивающей медицинский туризм — MedWay.
Ее основала уроженка Ирана Ивет Даниелян, которая репатриировалась на свою историческую родину пару лет назад и почти сразу вместе с представителями других армянских общин, в частности Ливана, начала заниматься созданием стартапа. Где в итоге заняла должность исполнительного директора.
За почти два года существования к ним из-за рубежа обратились более 50-ти клиентов. Как рассказала Ивет, чаще всего они приезжают для проведения хирургических и пластических операций.
Мы пообщались с ней о жизни в Иране и причинах переезда, запуске и функционировании проекта, армянской медицине и выборе иностранцами местных специалистов.
Почему вы решили переехать в Армению и почему именно сюда?
— Я родилась и выросла в Иране. Это было не моей волей, а вынужденным переселением армянского народа веками ранее. Там я получила хорошее образование, работала в лучших местах и нашла много друзей, но всегда жила мыслями об Армении. Хотела вернуться, потому что каждый человек на своей родине может в совершенстве творить и развиваться.
В других странах, да, можно получить и лучше образование, и работу, но на родной земле — иная сила.
О переезде думала давно, но технически обустраиваться было долго. Два года назад обстоятельства сложились благополучно, что я вместе с дочерью наконец оказалась здесь.
Иран не вполне стандартная страна, хоть и находится по соседству. Какие трудности возникли при переезде?
— В диаспоре много армян, которые хотят или уже переезжают. Здесь важна роль правительства, которое должно способствовать возвращению соотечественников на родину.
Трудностей много — быт здесь и в других странах устроен совершенно по разному, даже системы образования отличаются. Поэтому, чтобы смириться и привыкнуть к новому положению, необходимо приложить немало усилий — все начинать с нуля. Однако если будет помощь от государства, в особенности для молодежи, станет намного лучше — чтобы вся тяжесть не оставалась на плечах людей.
Вы родились и выросли в Иране, а посещали Армению до переезда?
— Да, я с 1992-го ежегодно или даже пару раз в год обязательно посещала Армению и Арцах. В Арцах мы ездили с благотворительной организацией. А в Армению… Просто приятно. И не хочешь ни в какую другую страну. Свой отпуск всегда берегла для поездки на историческую родину, здесь все свое.
Есть ли у вас любимое место в Армении?
— В Армении есть очень интересные люди, но с каждым разом их число сокращается — чувствуется все больше тревожности. Они хотят что-то сделать, но каждый в одиночку или в небольших группах — нет объединения.
Скульптуры сводят меня с ума, хачкары — наследие от наших предков. Я считаю это вселенским вдохновением, потому что это такие сложнейшие творения. Их сотни, тысячи, но каждая совершенна и неповторима — настоящее искусство.
Церкви тоже люблю наши — каждая также имеет свою особенность. Собор Святого Христа Всеспасителя или Казанчецоц в городе Шуши, где была крещена моя дочь, Гандзасар, Эчмиадзин — все хороши.
Если сравнить Иран и Армению, какие вы видите сходства и различия?
— Я думаю сходств очень много — больше, чем отличий. Но и в Армении, и в Иране мало знают о соседнем государстве. Религии очень отличаются — в Иране ислам является образом жизни.
Оба народа древние, которые веками боролись за свое существование. У обоих я вижу национальное самосознание и идентичность, которые они пытаются сохранить.
А где лучше и легче жить?
— Я армянка — моей культуре здесь, конечно, лучше, но и там хорошо. Значимые отличия есть: Новый год здесь празднует вся страна, а в Иране мы отмечаем у себя в домах, в наших общинах.
Иран — большая и мощная страна. Армения — страна искусства и наша родина — это самое главное.
Как возникла мысль начать развивать именно медицинский туризм?
— На самом деле в Армении очень большое количество врачей на душу населения. Здесь хорошие молодые специалисты, которые все время работают над собой, посещают многие страны для переподготовки и повышения квалификации.
Однако совершенно нет правительственного подхода, чтобы вывести медицинский туризм на новый уровень. Он не финансируется, хотя мы и обращались в министерства, но там не смотрят на это, как на свой интерес. Клиники и врачи самостоятельно развивают эту область.
У Армении большой потенциал. Когда я переехала, мы с командой были на этапе выработки бизнес-плана и, уже, имея опыт менеджмента в Иране, меня пригласили в Ереван. Нас было несколько человек — все из армянских общин.
В Армении вы единственная фирма, занимающаяся развитием медицинского туризма — в чем ваша особенность?
— Мы довольно профессионально и тонко подходим к этому делу. Не просто представляем врачей и цены услуг, а проводим глубинный анализ и выстраиваем работу с каждым пациентом индивидуально.
К примеру, клиент из любой европейской страны хочет приехать на процедуру. Помогаем ему найти хорошего врача, чтобы он сумел доверить свое здоровье — это самое сложное.
Мы представляем несколько вариантов специалистов с их резюме — пациент выбирает наиболее подходящего. До приезда человека проводим онлайн-консультацию для более детального ознакомления.
Здесь же медицинский турист ничем не озабочен — встречаем в аэропорту уже с готовыми программами, местом жительства, индивидуально составленным тур-пакетом и так далее. До отъезда обратно, все его заботы и проблемы мы решаем.
Потом также держим связь, чтобы узнать, не возникали ли осложнения. Уже на сегодняшний день у нас были минимум 50 пациентов, и все остались очень довольны.
Вы упомянули, что составляете индивидуальные тур-пакеты, обращались ли к вам только за туристическими поездками?
— Да, у нас были гости из Ирака — арабы. Они были восхищены Арменией, христианством, особенно Араратом. Мы привыкли, что нашей горой восхищаемся только мы, но и на туристов она производит неизгладимое впечатление.
Из каких стран уже обращались к вам?
— Из Ирака, Ирландии, Великобритании, США, Ливана, Германии
За какими операциями, процедурами чаще всего обращаются пациенты?
— Чаще всего за пластической хирургией — нос очень многие делают. Стоматология тоже востребована, липосакция.
Отдельно отмечу избавления от алко- и наркозависимостей. У нас теперь есть и русскоязычные пациенты — они чаще обращаются за такой помощью. Эта процедура включает в себя как работу с врачами, так и с психологами.
А как вас находят?
— В основном посредством нашего сайта, через социальные сети. Те, кто обращаются к нам, получают множество преимуществ. Приезжие знают, что у них здесь, можно сказать, родной человек, который им всем поможет.
Фото: архив MedWay